Notice: Undefined variable: dep in /home/f1mserv/garms.ru/docs/stories.php on line 3
Ловля сома - как поймать сома
Организация охотничьих туров в своем охотничьем хозяйстве. Охота на медведя на овсах и приваде. Охота на глухаря на току. Охота на косулю. Охота на кабана. Охота на лису и зайца.
Гармс.РУ :: Охота на медведя, охота на косулю, охота на зайца в Челябинской области. Трофейная рыбалка на карпа в Челябинской области. База отдыха в Челябинской области. Отдых на Урале.
С помощью виджета от Garms.RU очень просто разместить у себя на поисковой странице Яндекс колонку-информер о новостях охоты, рыбалки, карпфишинга и туризма на нашем сайте. Чтобы всегда быть в курсе! Яндекс поможет это сделать качественно и быстро, в два клика!

Новые рыбалки
Охота / Рассказы

Ловля сома

Стоял солнечный июльский день. Мы купались, не обращая никакого внимания на рыбака чуть выше по течению, который то и дело подбрасывал прикормку в воду. Тогда я думал, что в такую жару поймать рыбу просто невозможно. Но старичок на берегу все орудовал своими бамбуковыми удилищами. В конце концов, я не выдержал и подошел поинтересоваться, что это он ловит.

Дедушка ловил леща! Такая красивая серебристо-бронзовая рыба была для меня незнакома.

Как и для большинства рыболовов, моими первыми водоемами были озера. Ловил я там разных рыб, в основном это карповые и хищники – щука и окунь. Сказать, что были у меня достойные трофеи нельзя, хотя однажды поймал окушка на 1.250кг на спиннинг. Но, попав на реку все поменялось…

Моей первой рекой был Сейм. Мы с отцом сделали свои первые снасти на леща – ничего особенного и нового, кормушка с поводком и отправились на то место где когда то ловил старик. Насадка червь, прикормка – пшенная каша с панировочными сухарями. Не могу сказать, что добились в этом виде ловли сома больших успехов – попадались в основном подлещики да ерши. Думаю у всех такое бывало. Объяснить могу тем, что рыбы в этой реке стало значительно меньше, река порядком обмелела. Хотя были интересные случаи. Например, однажды ладошечный подлещик сел на крючок и не подавал сигнала поклевки. Так он и гулял на коротком поводке, пока им не захотела пообедать глубинная щука. После поклевки я сделал подсечку и начал подымать что-то тяжеленькое с пятиметровой глубины. Щука долго не отпускала живца, но как только увидела меня, сразу махнула мне хвостом на прощание.

Так же иногда попадались сомики - сеголетки, которые по своему прожорству хватали пучок навозных червей. Таких малюток мы сразу отпускали. И уже тогда мы слыхали от некоторых рыбаков, что в этих местах попадались «трофеи» в 2 и 3 килограмма, но нам такие, к сожалению, а скорее к счастью, не попадались.

И после этого, годик, а может и два, мы с отцом как-то не обращали внимания на реки. Не сумели сначала подобрать ключик к рекам, как говорится «не пошло». Но вот, помню как сейчас, познакомились мы с нашим соседом – Сергеевичем. Заядлый рыбак со стажем, но самое главное – лещатник! Он всегда ездил на один водоем – реку Десну. Знаток долго не сопротивлялся и вскоре мы уже сидели вместе на берегу Десны, наблюдая за вершинками наших удилищ, которые периодически теребили лещи! Да да, именно лещи, а не подлещики. Испробовали разные способы, но лучшие симпатии у леща завоевал пенопласт и опарыш.

Десна - левый самый длинный приток Днепра. Начинаясь где-то на Смоленщине, она несет свои воды через Смоленскую и Брянскую области в России, Черниговскую и Киевскую области Украины. После впадения Сейма долина реки расширяется. Уже в первой декаде апреля река широко разливается, затапливая прибрежные луга и озера. После разлива прибрежные озера пополняются деснянской рыбой.

Раньше Десна была судоходной рекой, но сейчас сильно обмелела. Основная глубина в этой реке колеблется в районе 3-4м, а ямы доходят до 15. Десна имеет множество изгибов и почти никогда не течет прямолинейно, что создает благоприятную среду для существования многих видов рыб. На реке множество стариц и заливов, иногда огромной величины, где рыба уютно чувствует себя во время нереста.

Видовой состав жителей подводного царства Десны поистине великолепен: сом, щука, судак, жерех, налим, окунь, сазан, язь, лещ, голавль, подуст, усач, плотва, синец, густера, красноперка, елец, уклея, пескарь, ерш, носарь, линь, карась, вьюн и др. Изредка попадаются белуга и стерлядь, но последние остались в единичных экземплярах.

Однажды на одной из рыбалок произошел у меня переломный момент в моей рыбацкой карьере. Случилось это вечером, после вечерней зорьки, клев леща сошел на нет и я решил поэкспериментировать. Донку я переделал, прицепив более длинный и мощный поводок с крючком большего размера. А насадку нашел на берегу – салатовая лягушка небольшого размера. Насадил я ее за заднюю лапку и закинул. Помню, тогда отец еще спрашивал, что это я делаю. Донку я закинул недалеко от берега, отцу сказал, чтобы не трогал, а сам отправился спать в палатку. Среди ночи я проснулся и подошел к отцу, который караулил донки. Мы говорили о чем-то, попивая кофе. И вот кое-кто потревожил тишину спящей реки. Да это же моя донка! Отец в миг подскочил и сделал подсечку. На том конце упирался явно не лещ. Да, это был сом, вернее соменок, вес которого не превышал и килограмма. Размер тогда не имел значения, так как сомов мы вообще не ловили. Это был первый соменок.

Именно этот случай и заставил меня сесть за литературу. С компьютером я, слава Богу, дружу, Интернет для меня не был диковинкой, но кроме Сабанеева и парочки сообщений на форумах я ничего толком не нашел. О квоке в наших краях вообще никто не говорил, так что я решил ловить сома со дна.

Затем состоялось знакомство еще с одним знакомым моего отца – дядей Сашей. Он ловил только сома и именно на донки. В качестве насадки использовал выползка и саранчу. Мы выезжали еще пару раз на реку, саранча была эффективной, но ничего кроме „шнурков” нам не попадалось. И вот конец сезона. Как всегда не вовремя. Но зиму я потратил разумно – подготовился теоретически и технически.

Глобальная компьютерная сеть дала мне возможность познакомиться с опытными сомятниками, которые не разменивались на мелочь, а ловили поистине крупных сомов, вес которых превышал 50кг. Самым заядлым из них был Виталий Дальке, который и организовал прекрасный интерактивный ресурс, полностью посвященный ловле сома!

Способы ловли сома раньше были мне незнакомы. Их не было у Сабанеева. В принципе та же донка, но наживка преподноситься сому по-другому, с поднятием наживки ото дна на метр – полтора с помощью подводного поплавка. Теплыми зимними вечерами я то и дело впитывал информацию о тактике и способах ловли сома, вязал монтажи и искал подходящие элементы оснастки в рыболовных магазинах столицы. А дело это не из легких, скажу я вам. В Украине очень проблематично и сейчас найти хорошее мощное удилище, крепкую плетенку, сечением от 0.4 и выше, вместительные катушки. Некоторые снасти привозятся только под заказ, а те, которые стоят неоправданно дорого приходится делать самому, например подставки. Сом это не карп, тем более трофейный.

Зима пролетела незаметно. Зимними вечерами в раздумьях о новом сезоне у меня родилась мысль поехать на Десну с целью как следует изучить реку. Мы договорились с товарищем поехать на целую неделю. Долго составляли список необходимых вещей, ведь это не выезд на день-два. Наконец свершилось и 4 августа прибыли на место. Из наживки были замороженная саранча, немного выползков, пиявки, беззубка. В первую ночь стали на песчаной косе. Я надеялся что сом ночью выйдет туда кормиться с ямы 7м. Результат - один головастик за всю ночь.

Следующим вечерком я подготовил себе место для рыбалки возле входа в протяженную яму. Пошел на место поздно - часиков в 10. Начал разлаживаться, на первую донку насадил замороженную саранчу, забросил, прицепил колокольчик. Начал настраивать остальные снасти, но не прошло и 2 минут, и я слышу звон колокольчика. Подсечка и на другом конце чувствую хорошее сопротивление....включаю трещотку на невке, но сомишка этот был явно больше тех, что попадались мне ранее. Рыба пошла по течению, используя его силу в свою пользу. Тогда у меня не было специальных удилищ и катушек. Я пользовался старыми советскими дюралевыми спиннингами и невской катушкой с леской 0, 45. То время я вспоминаю со слезами на глазах. Кто то может сказать что эти снасти работают и будут работать еще годы. Я полностью с этим согласен. Но эти снасти не подходят для ловли сома. Конечно и на них можно вытащить двух метрового гиганта, но удовольствия от этого будет мало.

Так даже этот сомик, который сопротивлялся на том конце моей снасти делал достаточно мощные рывки и я не мог удержать невскую катушку, боясь обрыва снасти. Мои пальцы в миг соскакивали и ручки били по фалангам, разбивая их до крови – ощущение не из приятных я вам скажу. Но после 5-минутного вываживания сомик в подсаке. Крючок был в углу рта – такая себе соминая классика. Мой товарищ Андрей так обрадовался, всей душой надеялся на жареного сома. Но я его быстренько разочаровал, сказав, что сом обязательно отправится в свою родную ямку. Так оно и произошло после парочки снимков.

К глубокому сожалению больше за 5 дней мы не поймали ничего. И уже после я понял причину – место очень часто посещается рыбаками и туристами, а рыбы там практически нет. Ну да ладно, как говорится, не с пустыми руками, вернее не с пустым фотоаппаратом. Отдохнули мы на славу, испробовали на деле снасти.

И вот еще один выезд в этом сезоне. Уже в конце лета мы с отцом отправились в глухие места Десны. Хотя и там орудуют браконьеры, и дела там никому нет до рыбных ресурсов. Планировали порыбачить 2 дня. Первый день прошел тихо. Ни единой поклевочки. Следующей ночью около ямы поймали только парочку сомиков на саранчу до килограмма, которые были выпущены в озеро возле дома. Думали уже уезжать но решили остаться, наживки как раз на одну ночь, все таки последний раз на рыбалке в сезоне. Около 15.00 закинули снасти в яму (10м) - все на мороженую саранчу. Через 2 часа поехали поквочить.

Отплыли метров на 100, и слышим как звонок и трещотка сработали на наших донных удилищах . Колокольчик, что был прикреплен на леске семимильными шагами направлялся в воду! Примчавшись на берег, отец быстро подбежал к удилищу и сделал подсечку. Я, тем временем, стою рядом, и на моих глазах происходит поклевка на спиннинг слева, тоже треск невской катушки и через секунду рядом стоящий спиннинг тоже затрещал. Я такого еще не видел! Подбегаю к спиннингам, не знаю, за какой хвататься, оба смотали чуть лески и стоят неподвижные. Хватаю тот, что справа, подсечка – что-то дергается на другом конце, по ощущению кто то около 5 кг. Тем временем отец вытащил свою снасть - вроде бы был сом, но сошел. Подбегает ко мне и начинает сматывать удилище, которое рядом. Я тоже мотаю - ничего не понятно, тяжесть пропала, то снова появилась.

Выматываем леску, но вижу, что моя леска перехлестнулась с отцовой - ну думаю, коряга какая то плыла и зацепила. Но леска все равно в глубину ушла. И тут ОН проснулся! Почувствовалась приятная тяжесть... я быстренько включил трещотку, чтоб не произошло "бороды" и обрыва. Проигрался с ним минут 5 - 7, события не форсировал, лесочка хоть и 0.5, но старенькая, не хотел рисковать. Подвел аккуратно к берегу, и отец взял сома за нижнюю губу. Это был самый большой мой сом, длинна составила 124см, а вес около 15кг. Пара фото на вечную память и сомик машет нам темным хвостом на прощание и скрывается в деснянской воде. О таком закрытии сезона можно было только мечтать. Тем более красивые фото были сделаны. Но этого было мало.

И снова пришла зима. Были куплены мощные шнуры и катушки. Из темного чулана вышло на свет удилище времен ГДР. Новые монтажи и совершенно новая для меня наживка – только крупный живец. Никаких альтернатив – я не хотел снова ловить головастиков! Цель у меня была – очень хотел, чтобы сом меня покатал на лодке.

Планировали выезд почти пол года. Попали снова в конце лета. И вот мы снова на Десне. Забрели в нетронутые места, поставили снасти. Погода способствовала приятному времяпровождению, но не хорошей рыбалке. Сом напрочь отказывался брать с трудом добываемых живцов.

В последнее время я стал применять, по советам моих друзей из Германии, очень крупных живцов. Мне было дико цеплять на крючок густеру или леща весом в 500 грамм. Мне казалось, что в наших реках таких рыб и нету, которые смогли бы напасть на такого живца. Как-то до выезда я практиковал ловлю сома на живца на пол кило. Очумевший рыбак, который находился неподалеку от меня, с испуганными глазами смотрел на мои действия. И все же его сердце не выдержало. Он подошел поинтересоваться. Я ответил, что ловлю сома. Он улыбнулся и продолжил свою ловлю чехони. Наверное, подумал что я один из тех рыбаков, которым рыбалка уже как таковая надоела и я маюсь черт знает чем. Но я точно знал, чего хочу!

А хотел я того самого адреналина, дрожжи в голосе и незабываемых впечатлений. Я не переставал применять крупных живцов. Но, продолжая ловлю сома уже 3 дня, мы не увидели ни одной поклевки. Менять место было слишком накладно, но я настоял на этом. Мы перебрались на небольшую ямку, где было, не так комфортно, но мой рыболовный инстинкт подсказывал, что именно здесь живет большой сом. На этом месте мы уже рыбачили раньше, но поклевок не было. Омут был глубоким, яма 11 метров, эхолот показывал стаи леща, имелись коряги и обширный перекат. Рядом располагался замечательный залив – лучшего места для трофейного сома не придумаешь!

И вот мы на новом месте. Поставили палатку и настроили снасти. Как и всегда я поставил крупную густеру в качестве живца. Донки были заброшены на мель, возле заводи, в самый омут и одна на выход из ямы. Каждый вечер мы с отцом сидели на берегу и вслушивались в тишину, надеясь на долгожданный звон колокольчика. Но его все не было. Днем мы не сидели сложа руки – отец ловил леща на донки, иногда выплывал половить троллингом. Я же влюбился в старицы и заливы. Плавал по ним на лодке, то и дело тестировал купленные за зиму воблера, попперы и волкеры. Щука и окунь клевали исправно. Попадалась в основном мелочь, которая сразу же отправлялась подрастать.

Но вернемся к сому. На новом месте мы уже 2 день, а на рыбалке вообще уже 5. Поклевок нет. Я уже начал подумывать, что дело кончится совсем плохо. Так как на рыбалку я выезжаю не часто, в основном это раз 5 за сезон, и тут за 5 дней не увидеть ни одной поклевки. “Неужели все выбили браконьеры?” – подумал я. Неужели и маленьких сомят даже не осталось, ведь раньше они то и дело попадались на пучок червей, приготовленных для леща.

Ночь прошла без поклевки. Я возлагал именно на нее свои последние надежды, ведь по моему опыту мои сомы попадались как раз в сумерках или ближе к полуночи. Но я знал, что поклевки случаются и с самого утра – на утренней зорьке. Но в ту рыбалку, убитый рыбацким горем, я об этом уже совсем не думал, мои руки практически опускались.

Утром мы проснулись около 6 утра, едва проспав по пару часов. Наши снасти стояли неподвижно, лишь бойкий живец слегка сотрясал кончик удилища. Я вернулся к палатке. Мы пекусили и решили, что отец поплывет половить троллингом, а я отправлюсь ловить леща на другую сторону реки. Благополучно перебравшись на тот берег, я пожелал отцу «Ни хвоста, ни чешуи!» и он скрылся за ближайшим поворотом реки.

И здесь мы совершили самую большую свою ошибку – мы оставили снасти без присмотра. Как говорится учишься на своих ошибках. Буквально минут через 15 я наблюдаю поклевку на свое удилище на том берегу. Неведомая сила сгибает удилище как ветер в поле гнет травинку. А я то сижу на другом берегу и сделать ничего не могу. Отец отплыл далеко и звал я его напрасно. Удилище еще согнулось пару раз и замерло. Примерно минут через 10 приехал отец. Но мне показалось, что прошла целая вечность.

Мы подплыли к удилищам, и я сделал мощную подсечку. Но ничего не почувствовал. Только после того как мы подплыли, и шнур ушел прямо под лодку огромная сила надавила на мое удилище. Я сразу понял, что имею дело с сомом длинной за метр. Удилище изящно сгибалось под натиском рыбы. Я был готов к такому развитию событий. Я не сомневался ни в одном компоненте моей оснастки. Крепкий шнур, кевларовый поводок, мощные крючок и карабин – я просто ловил огромные порции адреналина которые переполняли меня. Я не переживал за сбитые пальцы, на моем удилище была уже безинерционная катушка большой емкости, которая то и дело сдавала метры плетенки настоящему сопернику.

Наша борьба продолжалась более полу часа. Когда я увидел голову огромного сома прямо возле лодки, я понял что пытаться поднять такую подводную лодку на борт мягко говоря бесполезно. Я уверен, что это причинило бы рыбе неизлечимые травмы. Поэтому отец быстренько причалил к песчаному берегу, и я вывел сома на мель. Когда сом был в паре метров от нас, я передал отцу удилище, а сам зашел по колено в воду и взял гиганта голой рукой за нижнюю челюсть. Я понимал, что при вываживании рыба потеряла много сил и беспокоился о резких рывках рыбы не стоит. Сом скрючил хвост бубликом, но это не помешало мне вынуть его из воды.

Сбитое толстое туловище означало, что это была самка. Мне не доводилось не то что видеть, а и слышать о поимке таких огромных рыб в Десне. Это не та река, которая поражает своим обилием рыбы, как, например, Волга или Ахтуба. Меня переполняли эмоции. Потеряв всякую надежду услышать хотя бы звон колокольчика, терпение и выдержка под самый конец нашего пребывания подарили нам такой замечательный трофей.

Мы измеряли сома в длину. Хвостовой плавник закончился на отметке 203см. Взвешивать рыбу не имело смысла, да если честно и не чем было. Вес мы уже потом высчитали по таблице. Сом весил в районе 60кг. Затем мы приступили к фотографированию. Сом был тяжелым, я не мог поднять его сам, тем более рыба все время крутилась. Но вот сделаны пару снимков, и эта матка снова отправилась в свою родную яму.

По приезду домой меня многие спрашивали, как я отрыбачил, ведь был на рыбалке целую неделю. Показываю фото гиганта на цифровом фотоаппарате, все удивляются, расспрашивают, а когда я говорю, что отпустил рыбину – не верят. А как же можно загубить такого воспроизводителя? Тем более сом такой величины прожил как минимум 35 лет.

Я пришел к этому не сразу. Ловил раньше неплохих щук и жерехов, нередко и за 5кг переваливали, но не отпускал. А потом стал общаться с ребятами из Германии. Они все выходцы из СССР, и могут рассчитывать на сома за 50кг практически на каждой своей рыбалке. А почему мы не можем рассчитывать? Я отвечу вам – потому что все что мы ловим, забираем домой, соседям, кошкам… И еще жалуемся что браконьеры все выбили. Нет, дорогие товарищи! Я твердо уверен, что армия обычных «бездумных» рыболовов, которые не щадят даже малюток в 300 грамм приносят диким водоемам намного больше вреда, чем сеточники и электроудочники. Особенно это сказывается на популяции рыб, когда выбивается маточное поголовье – другими словами самая большая и сильная рыба, как например этот сом. Дело в том, что одна взрослая самка даст намного больше и сильнее потомство, чем 5 подрастающих особей, которые только достигли половой зрелости. Поэтому я не сторонник принципа «отпущу мелочь, а себе возьму одну большую».

Помните, что вы рыбачите на диких водоемах и после того как вы забираете рыбу, ее туда никто специально не выпустит и не подкормит. Соотношение хищников к белой рыбе примерно 1/20, может уже и меньше.

Если вам повезло поймать хороший трофей, подумайте, сколько он рос (вес минус 15-20% = возрасту), сколько рыба пережила. Иногда она оказывается вашим ровесником, иногда вдвое старше самого рыболова. Подумайте о том, что вы будете ловить завтра....

Мой совет - сделайте качественные фотографии, они останутся вам на всю жизнь!

Соблюдайте элементарные правила обращения с рыбой:

- не берите рыбу сухими руками(это нарушает ее слизистую оболочку и рыба умирает в течении 3 недель от паразитов)

- не поднимайте рыбу за жабры и плавники. Это смертельно.

- не суйте рыбе руки в жабры. Для рыб это как легкие для человека. Если повредить - рыба не жилец.

- не давайте рыбе подпрыгивать на берегу, так она отбивает себе внутренние органы.

Помните, что мы живем не в те времена когда рыбу ловили мешками...это все безвозвратно ушло. И ушло это по нашей с вами вине, из за бездарного использования рыбных ресурсов. Сейчас рыба это не еда, сегодня рыба это ДРУГ!

Попробуйте отпускать рыбу. Начните с маленькой рыбешки, и, я уверен, вам это очень понравится. Особенно когда у вас состоится встреча с вашим давним знакомым.

Автор Тарас Рычка.
www.sportfishing.ua

Еще рассказы:

Что берем с собой на летнюю рыбалку: рассказывает рыбак с тридцатилетним стажем

Любители походов и пикников, акция для вас: все для кемпинга и барбекю – за 1 рубль в «Галамарте»

Подарок для всех рыбаков и походников: аксессуары для туризма – всего за 1 рубль в «Галамарте»

Только 5 июля: каждый второй товар для летней рыбалки – всего за 1 рубль в «Галамарте»!

Рыбалка в Астраханской области на самой плодовитой реке

Ловля на джиг: тактика, способы и подход

Как правильно выбрать воблер

Эхолот – первый помощник рыбака

Как выбрать лодку для охоты, рыбалки и путешествий по воде

Грамотный выбор надувной лодки для рыбалки

Все статьи о рыбалке

Еще фотоотчеты:

Рыбалка на Балхаше.Казахстан апрель 2015 г.

Рыбалка на Пхукете ноябрь 2014 г.

Рыбалка на Балхаше.Казахстан август 2014 г.

Ловля тунца.Маврикий ноябрь 2013 г.

Река Ерачимо июль 2013 г. (Красноярский край)

Рыбалка на реке Северная Сосьва июль 2012 г.(ХМАО)

Ловля змееголова.Озеро Пилот.Таиланд январь 2012 г.

Рыбалка в Таиланде.Озеро Банг Сэм Лэн декабрь 2011 г.

Рыбалка на Нижней Волге август 2011г.

Рыбалка на Нижней Волге август 2010 г.

Все фото с рыбалки

Еще видео:

Ловля хариуса в Бурятии видео онлайн

Подводная охота на Волге видео онлайн

Ловля барракуды в Арабских Эмиратах видео онлайн

Ловля парусника в Коста-Рике видео онлайн

Подводная охота на сома видео онлайн

Ловля щуки на реке Лямин видео онлайн

Рыбалка на Волге видео онлайн

Рыбалка в Тайланде видео онлайн

Рыбалка на реке Тавда видео онлайн

Вся охота и рыбалка на видео